Правила игры в кубики

Всегда лучше знать правила игры в...


Правила игры в кубики

Кости не всегда имели современный вид: шестигранных кубиков со слегка закругленными углами, в которых сумма противоположных граней всегда равняется семи. Родоначальниками костей можно считать и астрагалы — путовые суставы животных, и четырехгранные кубики с углублениями (тоже называвшиеся астрагалами), и пластинки с двумя сторонами, черной и белой (как в древнерусской игре "зернь"), даже орехи дерева. Существовали кости и пирамидальной формы — древнейшие из них обнаружены при раскопках в царской гробнице шумерского города Ур (III тысячелетие до нашей эры). Некоторые из древнеегипетских костей величиной были с теннисный мяч и по форме тоже приближались к шару: так много у них было граней!

    Кости применялись не только для игр, но и для гаданий. Игроки относились к своим игральным костях благоговейно и даже с некоторым страхом — как к живым существам или властительным духам. С ними беседовали, шептались, произносили заклинания и пытались умилостивить их. Быстрота определения выигрыша, почти молниеносная смена благосклонности фортуны, сделали игру в кости одной из самых азартных игр.

    Азарт породил, с одной стороны, шулеров и, с другой стороны, многочисленные запреты и гонения на игру в кости. Любая кость с отклонениями граней от правильной формы меняет характер игры, так как искажается вероятность равного выпадения некоторых чисел. Шулера используют в игре кости со скошенными плоскостями, кости со смещенным центром тяжести (со свинцовой накладкой на той или иной грани), кости с неверной разметкой. Известны также "магнитные зары" — кости с железной или магнитной пластинкой внутри, падением которых на определенную грань можно управлять. Так называемые "переводные зары" отличаются тем, что внутри их протачивается желобок, куда заливается капля ртути. Если несколько мгновений подержать кубик в нужном положении (пока ртуть переместится из одного конца желобка в другой), то он упадет именно так, как его держали. Уже в гробницах Древнего Египта были найдены зары с шулерскими изменениями. Власти разных стран и народов периодически объявляли войну не только шулерам, но и игре в кости как таковой. В III веке до нашей эры в Древнем Риме был введен первый известный нам закон против азартных игр — Lex aleatoria (alea — игральная кость). Этим законом разрешались многие общественные, спортивные и даже гладиаторские игры. Под строгий запрет попали только "alea". В средние века Указы против игры в кости выходили с завидным постоянством: в 1291, 1319 и 1369 годах. Однако Указ 1396 года демонстрирует некоторое смягчение суровых законников: этот Указ запрещает уже не саму игру, а изготовление и распространение поддельных костей. В России "бесовскую игру" гневно обличали христианские проповедники. Ведь согласно древней легенде в кости играли солдаты у подножия креста, где был распят Иисус Христос.

    В арабском языке кости называются зарами, - вспомним этимологию слова "азарт". Во многих играх кости по традиции называются именно зарами: например, в байбурте, нардах или покере на костях (на зарах). Подлинные знатоки игры в кости предпочитают комбинации, выпадающие на двух костях, называть не по-русски, а использовать тюркский вариант.

    Для тех кому интересно, привожу пример тюркского варианта:
Ду-шеш (6-6), ду-беш (5-5), ду-чар (4-4), ду-сэ (3-3), ду-бара (2-2), яган (1-1), шеши-беш (6-5), шеши-чар (6-4), шеши-сэ (6-3), шеши-ду (6-2), шеши-як (6-1), пянджи-чар (5-4), пянджи-сэ (5-3), пянджи-ду (5-2), пянджи-як (5-1), чари-сэ (4-3), чари-ду (4-2), чари-як (4-1), сэ бай ду (3-2), сэ-як (3-1), ду-як (2-1). 

Комментариев нет:

Отправить комментарий